Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующему навыку. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, воспитатель закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность.
На втором году жизни ребенок еще не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. Но, усвоив под руководством воспитателя необходимые привычки, он поступает в соответствии с ними.Обучение навыкам Обучая детей тому или иному навыку, воспитатель должен показать, как выполнить действие. При этом он учит воспроизводить сначала каждый элемент действия в отдельности.
Дети второго года жизни еще недостаточно владеют речью, поэтому показ имеет особо важное значение. В первое время надо следить, чтобы ребенок все делал правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык.
Важно позаботиться о том, чтобы предлагаемое ребенку задание было посильным, соответствовало возрастным возможностям и достигнутому уровню развития. Вместе с тем существует опасность опоздания в формировании навыка.
Успех в обучении маленького ребенка во многом зависит от его заинтересованности, так как все его поведение носит преимущественно непроизвольный характер, строится на интересе к выполняемому заданию. То, что привлекает ребенка, что радует его, ново, выполняется охотно и поэтому успешнее.
Закрепление освоенного навыка Для закрепления навыка необходимо постоянно соблюдать одну и ту же последовательность выполнения операций, входящих в его состав. Например, для того чтобы научить ребенка одеваться, надо сказать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы, а потом платье и обувь. Соблюдение этой последовательности при одевании имеет и гигиеническое значение: садиться на стул ребенок должен после того, как наденет трусы, и только после этого обуваться.
Чем большим числом навыков ребенок уже овладел, тем легче приобретаются им новые, в особенности те, которые в чем-то сходны с приобретенными ранее. С овладением навыками возрастает общая умелость и сама способность к обучению, поэтому необоснованное ограничение ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживает его развитие.
Процесс перехода навыка в привычку Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его в определенных, одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку и требуют от него, чтобы он делал это всякий раз после игры с ними, то постепенно у него закрепится привычка и он не оставит кубики разбросанными, а, поиграв, сложит их без напоминания взрослых.
Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых. Но не менее важно и поощрение, похвала, одобрение. В воспитании навыков и привычек не должно быть муштры. Для закрепления многих из них целесообразно использовать игру. Например, предлагая ребенку надеть кукле платье, ботинки, тем самым закрепляют у него навык одевания. Или, предлагая малышу помыть кукле руки перед ее кормлением, закрепляют у него самого эту важную привычку.
Не следует забывать и о роли примера взрослых в воспитании привычек. Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, аккуратный внешний вид, порядок в группе - все это имеет важное значение.
Привычки отличаются большой устойчивостью, в этом их ценность, если речь идет о полезных. В то же время именно этим свойством определяются трудности, когда надо избавить ребенка от нежелательной привычки. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Но в том-то и беда, что привычка, устанавливаясь понемногу и в течение времени, искореняется также понемногу и после продолжительной борьбы с нею. Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».
Искоренение нежелательных привычек
Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то надо, прежде всего, найти ту причину, которая ее обусловила, и постараться устранить ее.
Одно из средств искоренения вредной привычки - замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучить его находить себе дело, развивать его интересы, умения. Искоренение нежелательного, как отмечалось,- процесс постепенный, нередко более продолжительный и трудный, чем образование новой положительной привычки. На первых порах надо помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: отвлекать, переключать внимание.
В детский сад могут поступить дети, у которых укоренились привычки засыпать при укачивании, сосать палец, пустышку. Воспитатель должен иметь в виду, что отучать ребенка от них надо постепенно, не сразу от всех (если их несколько), не менять резко привычный уклад жизни. Не следует при этом прибегать к наказаниям: непослушание ребенка вызывается не столько нежеланием, сколько незнанием того, как надо поступить в том или ином случае, слабым развитием произвольного поведения, импульсивностью, непосредственностью.
Воспитатель формирует у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, подарок, входя в группу, здороваться, прощаться, уходя. Уже в этом возрасте ребенка учат уважать труд взрослых: не сорить, вытирать ноги, переобуваться, входя в помещение, беречь одежду и другие предметы обихода, не бросать их, не ломать.
При воспитании навыков и привычек культурного поведения с успехом может быть использована игра, в которой ребенок отображает действия, виденные в реальной действительности, подражает взрослому.
|