Вам близки идеи Монтессори-педагогики, но поблизости нет ни соответствующей группы развития, ни садика? Но если желание велико, дать возможность малышу развиваться «по Монтессори» можно и дома. Конечно, создать полноценную, специальным образом организованную среду не удастся — для этого пришлось бы закупить множество специальных пособий и материалов. Но вот использовать многие упражнения из системы знаменитого итальянского педагога вам вполне по силам!
Проще всего в домашних условиях развивать навыки и умения, необходимые малышу в быту. Оказывается, не так-то уж это и просто — научить ребенка завязывать шнурки или почистить обувь. Детям важно, чтобы все действия имели определенный порядок и подчинялись некоему ритму.
Вам не понадобятся игрушки или специальные пособия, используйте настоящие предметы — просто кладите их в корзинки или ставьте на подносы.
В Монтессори-группах весь материал доступен, его можно выбрать в любой момент, но он стоит на своих местах — этот принцип надо соблюсти и дома. Именно для этой цели в таких группах вдоль стен стоят не высокие, открытые стеллажи: все, что ребенку может понадобиться, стоит так, чтобы можно было легко взять предметы, а потом – вернуть на свое место. Полезно и дома соблюдать этот принцип: материалы для упражнений (то есть необходимые предметы) желательно поставить туда, где ребенок может сразу их взять и начать с ними работать (помним, что в Монтессори-подходе детские занятия приравниваются не к игре, а к серьезной научно-исследовательской работе). И тогда ребенку не придется бегать за вами с просьбой налить водички или дать тряпку.
Сначала малыш должен поставить цель (например, почистить обувь). Но для этого надо, чтобы он усвоил множество правил — например, что необходимо подготовить обувь и щетки, воду проливать на пол нельзя, за собой нужно все убрать… В общем, понадобятся и концентрация внимания, и координация движений, и самодисциплина! Вот вам и развивающее занятие.
Не бойтесь, что все домашнее пространство заполнится кучей маленьких подносов и корзинок: материалы не живут слишком долго. Когда ребенок отрабатывает упражнение настолько хорошо, что теряет к нему интерес, можно все это убрать и заменить новыми материалами. Главное, чтобы всегда был какой-то выбор.
Упражнения из практической жизни Учимся чистить ботинки Что приготовить: щетку для сметания грязи; крем для обуви и маленькую щеточку, с помощью которой крем намазывается; щетку для чистки обуви и бархотку, с помощью которой обувь натирается до блеска; небольшая клееночка или газета и два маленьких ботиночка.
Все вещи сложите в корзинку, которую лучше всегда держать в каком-то определенном месте.
Покажите малышу, как надо выполнять упражнение. Вместе принесите корзинку на то место, где будете чистить обувь. Сначала на полу расстелите газету. С правой стороны наверху разложите клеенку, на которую поставьте два ботиночка. Далее на краю газеты слева разложите сверху вниз все остальные предметы в той последовательности, в которой они будут использоваться: сначала щетка для сметания грязи, потом баночка с кремом, щеточка для намазывания крема, затем щетка для натирания обуви и бархотка.
После этого возьмите ботинок и продемонстрируйте малышу, как чистят обувь. Стараясь не отрывать ботинок от газеты, стирайте с него грязь и пыль, потом намажьте ботинок кремом, натрите его щеткой и в конце доведите до блеска бархоткой. Ребенок наблюдает за вашей работой. Скажите: «Вот какой красивый, блестящий ботинок у нас получился! Давай сравним его с тем, который стоит у нас на клеенке». Малыш, конечно, видит существенную разницу между ними. Спросите «Хочешь сам попробовать почистить другой ботинок?» Практически всегда ребенок делает это с удовольствием, в точности повторяя весь ритуал.
Если вдруг вы получите отказ, не расстраивайтесь и не принуждайте малыша. Сложите все необходимое обратно в корзинку и поставьте в определенное место. Будьте уверены, через некоторое время (несколько часов или несколько дней) ребенок сам проделает все положенные манипуляции.
Упражнения с водой
Учимся переливать жидкость
Что приготовить: поднос; маленький чайничек (можно заварочный) и обычную чашку (лучше, чтобы это все была обычная бьющаяся посуда, фарфоровая или фаянсовая); маленькую губку (если на поднос прольется вода, малыш сможет ее вытереть).
С правой стороны на подносе стоит чайник, с левой — чашечка. Ребенок берет чайник, придерживая левой рукой крышку, и медленно переливает воду в чашку. Воспитатели в Монтессори-садиках знают, что это - одно из самых любимых детских упражнений. Малыши так увлекаются, что готовы часами переливать из чайничка в чашечку и обратно. Но так лучше не поступать: ведь в обычной жизни мы редко возвращаем чай из своей чашки назад, в чайник. А чтобы предоставить детям возможность вволю переливать воду из одного сосуда в другой, нужно иметь еще один подносик, на котором стояли бы два одинаковых сосуда: например, кувшинчики. Тогда ребенок может переливать воду из кувшинчика в кувшинчик, пока ему не надоест.
Переливаем воду через три воронки
Что приготовить: поднос, 3 воронки с носиками разной толщины, 3 пузырька с соответствующими горлышками, стеклянный кувшин, губка (на всех сосудах должны быть отметки уровня воды. Ее вы можете сделать и самостоятельно, наклеив на нужные места полоску пластыря или цветного скотча).
Ребенок ставит материал на свой рабочий столик, берет самую большую воронку и вставляет ее в пузырек с самым широким горлышком. Правой рукой наливает в него воду через воронку до отметки, левой поддерживает носик. Потом повторяет то же самое с другими воронками и пузырьками. Если на подносе осталась пролитая вода, напомните, чтобы малыш вытер ее губкой.
Переливаем из одного сосуда в три
Что приготовить: поднос, прозрачный чайник или кувшин, 3-4 одинаковых стаканчика, губка. На чайнике – отметка уровня воды, которая определяет общий объем стаканчиков.
Ребенок берет правой рукой за ручку кувшин, старается аккуратно перелить воду – понемножку в каждый из стаканчиков. Левой рукой поддерживает подносик. Надо стараться, чтобы носик кувшина смотрел в центр стакана и чтобы вода не перелилась через край. Когда стаканы полны, ребенок ставит кувшин на место. В конце — опять-таки, нужно вытереть всю пролитую воду и аккуратно убрать все на место.
Выловим из воды
Что приготовить: миску, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой, тарелку.
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью сита выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.
И снова о мелкой моторике Монтессори отмечала, что именно в возрасте от 2 до 6 лет ребенок наиболее восприимчив к спонтанному, природному развитию руки — главное предоставлять ему побольше возможностей. В монтессори-группах дети часто ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пинцетами, губками, прищепками и пипетками. Монтессори утверждала, что письмо имеет психомотроный характер и предшествует чтению, в основе которого лежит более сложная психическая деятельность ребенка.(Это ее смелое предположение, кстати, в наше время получает подтверждения со стороны нейропсихологии)
Дома вы можете предоставить малышу массу возможностей для развития мелкой моторики. Вот лишь некоторые занятия.
Прищепки в корзинке
Что приготовить: корзинку с деревянными бельевыми прищепками.
Попросите ребенка поставить на его рабочее место корзинку с прищепками. Предложите, вынимая прищепки одну за другой и взяв каждую тремя пальцами, прицеплять на край корзинки. Ребенок работает самостоятельно.
Прежде чем малыш начинает писать, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы его пальцы легко и твердо удерживали орудие письма — карандаш или ручку. Многократное повторение движения сжимания и разжимания с усилием бельевой прищепки отлично тренирует кончики пальцев правой или левой руки. Наблюдая, какой рукой предпочтительнее работает ребенок, можно определить, левша он или правша. Исправлять эту склонность не следует. Однако можно лишь приветствовать работу ребенка обеими руками.
Сортируем семена
Что приготовить: поднос с двумя-тремя отделениями. В одном из отделений сложены 2 или 3 сорта орехов или семян тыквы, фасоли, подсолнуха.
Семена или орехи все смешаны, предложите малышу разложить их по разным отделениям подноса. Дети очень любят это делать. Кроме орехов и семян, можно использовать и другие предметы: цветные бусины (красные, синие, желтые), пуговицы и т.п. Это упражнение очень полезно для развития мелкой моторики руки. Его еще называют «Золушка».
Не просыпь
Что приготовить: кувшин, крупа, стакан, щетка и совочек, губка.
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал.
Пересыпаем ложкой
Что приготовить: две чашки, крупа.
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.
Время букв и цифр Шершавые буквы Что приготовить: буквы из шершавой бумаги, наклееные на деревянные дощечки, гласные буквы — на голубом, согласные — на красном фоне. Самое простое — можно использовать картон для основы и бархатную бумагу для букв (но такие буквы будут недолговечными). Также можно использовать специальные шершавые салфетки для протирания мебели или автомобиля. Можно воспользоваться и такой техникой: берете картон, обводите контур буквы, как следует промазываете внутри контура клеем ПВА и кладете на поднос с… обычной манкой. Она прилипает к картону практически намертво — такой «манный алфавит» будет долго служить вам верой и правдой. В классическом Монтессори-материале размеры букв такие: высота – 7,5 см и ширина — 4,5 см.
Выберите 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию (хорошо, если малыш уже умеет слышать и выделять отдельные звуки в целом слове). Средним и указательным пальцами медленно проведите вдоль буквы, имитируя процесс ее написания, и произнесите при этом, как она звучит. Одновременно с пальцами движется вся рука. Так разучивают движение, полезное при обучении письму. Предложите ребенку сделать то же самое. Затем скажите слово, которое начинается с этого звука. И попросите ребенка придумать другое слово, начинающееся с того же звука.
Что можно делать позже? Продолжать обводить буквы. Если они известны, произносить их и складывать в стопку, или просить малыша положить буквы на те предметы, название которых с этой буквы начинается. То же — с именами друзей и родных.
Такие занятия доступны малышам уже с 2-3 лет и очень хорошо готовят руку к письму.
Шершавые цифры
Что приготовить: ящик с цветными деревянными табличками, на которые наклеены цифры 0-9 из шершавой бумаги — их можно изготовить так же, как буквы.
Можно сначала ввести цифры 1-2-3. Порядок цифр соблюдать не обязательно. Ребенок может сам выбрать какую-либо цифру. Тогда вы берете другую цифру, по форме сильно отличную от первой. При этом ребенок лучше усваивает цифры. Занятие в этом случае начинается в двух выбранных цифр. Положите деревянную табличку перед ребенком и медленно ведите по цифре 1 указательным и средним пальцами, повторяя процесс ее написания. Пусть ребенок проделает то же самое и повторит название цифры. Точно так же он поступает с цифрами 2 и 3.
Такие занятия нужно повторять несколько раз — благодаря частым проведениям рукой по цифре запоминается форма и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Если малыш захочет написать цифры, предоставьте ему такую возможность.
Маленький космос Семена (биология) Что приготовить: коробку, разделенную на несколько частей перегородками. Одно отделение большое, и в нем лежат семена различных растений. Например, тыквы, подсолнуха, арбуза, дыни. На донышках остальных отделений прикреплены картинки с изображением растений, чьи семена использованы в материале.
Ребенок ставит перед собой коробку и сортирует семена из большого отделения в соответствующие маленькие. Он перекладывает каждое семечко отдельно, тренируя тем самым свою мелкую моторику.
Впервые представляя этот материал ребенку, убедитесь, что ему знакомы все эти растения. Если неизвестны — назовите и расскажите о них. Затем вместе с ребенком рассмотрите семена этих растений и определите, чье какое. Только после этого малыш приступает к самостоятельной сортировке.
Деревья, листья, плоды ( биология)
Что приготовить: Коробка с двумя отделениями. В одном — карточки с изображениями и названиями различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша), в другом — карточки с изображением листьев этих деревьев, мелкие игрушки или естественные плоды.
Цель упражнения — узнать листья и плоды соответствующих деревьев; узнать, что некоторые деревья не имеют плодов.
Малыш выбирает любую карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод. В процессе работы ребенок понимает, что не все деревья имеют плоды.
Географическая матрешка (география)
Что приготовить: фигурки людей (мама, папа, ребенок), домик (выше фигурок), несколько домиков другого цвета. Картонное поле с надписью «город»; картонное поле большего размера с надписью «Россия»; самое большое — с надписью «Евразия» и условным изображением континента. (лучше всего, если эти поля будут той же формы, что и обозначаемые области планеты)
Цель упражнения — дать ребенку понимание о городе, стране, континенте и их взаимном расположении.
Объясните ребенку, что мама, папа и малыш живут в доме, а дом "живет” в городе, город "живет” в стране, страна — на материке. Затем попросите его самостоятельно собрать эту "матрешку”, прочитывая надписи. Он быстро запомнит новые понятия (страна, материк), между делом усвоит соотношение размеров континента и города, континента и страны.
Круглый год (астрономия)
Что приготовить: картонный круг, разрезанный на 12 секторов — на каждом секторе написано название одного из месяцев.
Перемешайте сектора круга и положите перед ребенком. Он должен прочитать названия и упорядочить их. Когда фигура примет форму круга, зеленым будет обозначена весна, красным — лето, желтым — осень, а белым — зима. Ребенок изучает категории времени и цикличность времен года, последовательность наступления месяцев. Кстати, манипулируя с секторами круга, он уже на подсознательном уровне оперирует математическими категориями (часть и целое, дроби) – то есть работает не только в зоне актуального, но также и ближайшего своего развития.
Источник: http://www.mosparents.ru |